Алексей ГЛУХОВ
Евстафий-младший и его последователи
Создание книги, история библиотек и книжных собраний, этапы книгоиздательства в России — этим темам, в основном, посвящено творчество нашего земляка писателя Алексея Гавриловича Глухова. Недавно в московском издательстве «Грифон» вышла его новая книга под названием «Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России». В ней шестнадцать глав, каждая из которых рассказывает о каком-либо знаменитом монастыре или храме, проявившем себя в духовном просвещении русского народа. Это Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский монастыри, Оптина пустынь, София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире... Заключительная же статья книги полностью отдана зарайским просветителям. Сам автор признается, что хочет поведать «об одном храме на моей малой родине — Зарайской земле — и о представителе династии книжников, связавших с ним свою судьбу».
Предлагаем читателям познакомиться (в сокращении) с этой статьей.
Благословенная Зарайская земля располагается на юго-востоке Московской области и граничит с областью Рязанской. С высокой старой крепостной стены открываются неоглядные дали заречной стороны. Местному кремлю более четырех с половиной столетий, а Зарайску — с момента упоминания в летописи — почти вдвое больше. Он на год старше самой Москвы. Город, расположенный на крутом холме, был до татаро-монгольского разорения очень красив и назывался тогда Красным. Местные краеведы посчитали, что с Зарайском так или иначе связаны 70 литераторов — писателей, поэтов, драматургов, переводчиков, публицистов, критиков, филологов, фольклористов.
Мне хочется рассказать об одном из них. Его обычно называют Евстафий Второй (или младший). Известны примерные даты его жизни (около 1210 года — вторая половина ХШ века), а также место рождения — Корсунь (Херсонес), что на Черноморском побережье Крыма. Отец — священник Евстафий Корсунянин, он служил в церкви Апостола Иакова, в которой в свое время крестился великий князь Владимир Святославович.
Безмятежная жизнь в шумном торговом городе вскоре закончилась. Что произошло дальше, красочно рассказано в «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из преславного города Корсуни в Рязанские пределы». Святой Никола явился в видении Евстафию-старшему и сказал: «Возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить, и место то прославить».
Добравшись до Рязанской земли, Евстафий-старший засомневался: куда идти дальше, где остановиться. И снова помог святой Никола. По его повелению удельный князь Федор Юрьевич, сын великого рязанского князя Юрия Ингваревича, направился встречать чудотворный образ. Федор « пришел в то место, о котором говорили, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блиставший от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз... И принял чудотворный образ, и пришел в область свою». (В настоящее время на месте встречи иконы — у Белого Колодца на правом берегу Осетра — установлен памятный знак, посвященный этому событию.) Вскоре в город прибыл Юрий Ингваревич с епископом Ефросином Святогорцем. ............