Часть полного текста документа:Некоторые научно-технические проблемы развития электромеханики малой мощности Лавриненко В.А., Гончаров И.П., Осипенко Р.А., Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова Научно-технические проблемы, решением которых занимаются сотрудники лаборатории микромашин кафедры электромеханики и технологий электротехнических производств Чувашского государственного университета в сотрудничестве с предприятиями, можно объединить в три группы. 1. Проблемы теории 1.1. Проводятся исследования распределения магнитного поля в воздушном зазоре электрических машин (ЭМ) с целью получения информации, необходимой для расчета индуктивных параметров [14,16]. 1.2. Разрабатывается общая теория нелинейных и параметрических систем [10,12,17], которая позволяет решать большое количество прикладных задач. 1.3. Составляются инженерные методики автоматизированного расчета [13,18,19], позволяющие ускорить процесс оптимизации конструкций ЭМ. 1.4. Определяются наиболее рациональные конструкции ресурсосберегающих ЭМ [1-9]. Разработка научно и технически обоснованных рекомендаций по использованию того или иного типа ЭМ дает экономический эффект. 1.5. Синтезируются электромеханические системы из электромашинных и полупроводниковых элементов [15,21]. Данная тенденция определяет вектор развития электромеханики. Успехи в развитии полупроводниковой техники позволяют решать задачи создания наиболее рациональных способов коммутации тока в цепях электрических машин и получить в результате этого новые типы вентильных машин, в частности, на основе использования асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Необходимость перехода к моделированию все более сложных систем, описываемых десятками дифференциальных уравнений с переменными структурами и переменными коэффициентами, требует развития существующих методов компьютерного моделирования. 1.6. Снижается уровень звука ЭМ путем уменьшения возмущающих сил механического, магнитного и аэродинамического происхождения. 2. Конструкторско-технологические проблемы 2.1. Созданы унифицированные ряды ресурсосберегающих однофазных электрических машин переменного тока ДАО64 бытового назначения и электродвигателей постоянного тока с постоянными магнитами ДП56 для автомобильной техники [11,20]. Прошли приемочные испытания опытных партий унифицированных двигателей ДАО64 и ДП56, имеющих более высокий кпд и меньшую стоимость в сравнении с отечественными аналогами. 2.2. Разрабатываются типовые конструкции двигателей, которые можно использовать для непосредственного электропривода различных механизмов бытового назначения [1-9]. Особенность новых конструкций двигателей в том, что не требуется дорогостоящего оборудования для обмоточных работ. В предлагаемых конструкциях уменьшение трудоемкости и упрощение технологии изготовления происходит за счет применения сосредоточенных обмоток взамен всыпных, укладываемых в отдельные пазы. 2.3. Повышается качество ЭМ малой мощности за счет выполнения требований, предъявляемых к показателям качества, которые условно можно разбить на семь групп. Первую группу составляют показатели назначения, включающие в себя классификационные показатели и показатели функциональной и технической эффективности. ............ |