Часть полного текста документа:Налогообложение авторских прав иностранных издателей на территории России Рыночная экономика всегда отличалась от плановой тем, что рассматривала любой продукт человеческой деятельности в качестве товара, который должен свободно покупаться и продаваться. Даже такая специфическая область деятельности как литературное и художественное творчество в условиях рынка не только имеет свою цену, но и является фундаментом для существования и успешного функционирования ряда отраслей современной мировой экономики. Более того, в данных отраслях западной экономики именно нематериальная собственность (авторские права на книги, газеты, журналы и другую печатную продукцию), объединенная в так называемый каталог (backlist), а не типографское оборудование, бумага и другое материальное имущество, составляет основное богатство и гордость той или иной издательской компании. Финансовая стоимость каталога любого издательства напрямую зависит не только от количества представленных в нем авторских прав на книги, но главное от частоты и способа использования этих авторских прав. Западные издательства в отличие от их российских коллег всегда заинтересованы в расширении рынков сбыта для своего специфического товара (авторских прав). Для завоевания новых рынков сбыта западные издательства предпочитают использовать систему лицензионных сделок. Издательство, находящееся на территории, например США, предоставляет фирме или фирмам, расположенным на территории выбранной для экспансии страны, например России, исключительное или неисключительное право использовать на ее территории свой каталог. Преимущество такого вида проникновения на российский рынок состоит в том, что российские фирмы, а не американские издатели, будут вынуждены обеспечивать в полном объеме финансирование лицензионных сделок и как следствие принимать на себя все коммерческие риски. Типовые лицензионные соглашения, заключаемые между российскими и иностранными издательствами, включают в себя следующие основные условия: максимальное количество книг, которое российская фирма имеет право отпечатать и распространить; ограничения по территории распространения, прямой запрет на экспорт лицензионных книг за пределы России; паушальная форма выплат авторского вознаграждения в пользу западного издательства; предоставление иностранному издательству подробной информации о российском книжном рынке и т.д. Что касается российских издателей, то при реализации подобных сделок, они могут помимо обычных для любого вида предпринимательской деятельности коммерческих рисков столкнуться и с доселе непривычным для них риском - платить дополнительные налоги и штрафы в российский бюджет за иностранного издателя. Подобный казус может произойти, если при заключении лицензионных сделок российская сторона не уделила должного внимания налоговому планированию и в частности вопросам налогообложения "пассивных" доходов иностранных издательств на территории России. Формально этот налог должны платить зарубежные издательства, разрешившие российским предпринимателям изготавливать и распространять на территории России лицензионные книги. Вместе с тем реально в России (так же впрочем, как и во всем мире) действует правило, согласно которому, налог с доходов, полученных иностранными издательствами в результате продажи в Россию лицензий (авторских прав), должен рассчитываться и удерживаться тем российским предприятием, которое выплачивает такое лицензионное вознаграждение. ............ |