Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Оренбургский Государственный Педагогический Университет"
Кафедра истории
и методики преподавания истории и обществознания
Курсовая работа на тему:
"Роль наглядности на уроках новейшей истории"
Научный руководитель
К. п. н. Гугнина О.В.
___________________
Выполнила
студентка 401ИС группы
Неклюдова О.С.
___________________
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использования наглядности на уроках истории. 7
I.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач. 7
I.2. Классификация наглядных средств обучения и их виды.. 11
Глава II: Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе. 21
II.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания 21
II.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе. 25
Заключение. 44
Список литературы. 46
Введение Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Это утверждение не требует доказательства. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить исторический материал понятным для учащихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%), заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.
Еще Я.А. Коменский выдвинул "золотое правило": "все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам... ". Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя "... ............