Введение
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций. В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в ССУЗе.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Цель исследования – исследование профессиональной мотивации у студентов медицинского ССУЗа.
Задачи исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
2. Изучение социально-психологические особенностей студенческого возраста;
3. Изучение профессиональной мотивации студентов.
Предметом исследования являются мотивационный комплекс личности. Под мотивационным комплексом личности мы понимаем соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации в структуре учебной и профессиональной деятельности.
Объект исследования – студенты 1 курса ГОУ СПО «Балейское медицинское училище (техникум)», отделений «Сестринское дело», «Лечебное дело» – 46 человек.
Методы исследования
В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: методика К. Замфир «Изучение мотивации профессиональной деятельности», «Методика определения мотивации учения студентов» Каташев В.Г.
1. Развитие потребностно-мотивационной сферы в ходе онтогенеза
1.1 Обзор основных понятий «потребности», «мотив и мотивация», «онтогенез»
Организм человека все время функционирует, действует: в нем непрерывно происходят какие-то химические реакции, механические действия. Всю эту сложнейшую работу мы до поры до времени не замечаем, она происходит как бы сама собой, но только до тех пор, пока организм не испытает нужды я чем-либо.
Когда у организма возникает недостаток в чем-то, что он в данный момент самостоятельно взять не может, он дает нам знать об этом в виде особого переживания – потребностного состояния. Маленький ребенок выражает это в форме плача, а затем и в речевой форме – в крике: «Хочу есть», «Хочу пить» и т.п. У взрослого это выражается в форме осознаваемого желания. Тогда включается ориентировочный рефлекс, возникает ориентировочно-поисковая деятельность: мы ищем что-то, что может удовлетворить нашу потребность, наше возникшее желание. ............