Часть полного текста документа:Москва - центр важнейших сухопутных и речных путей России XVI века В XVI в. Москва превращается в центр важнейших сухопутных и реч-ных путей России. С образованием единого Русского государства произош-ли изменения в сложившихся ранее торговых путях. Расширение территориистраны и в следствие возникновение новых рынков приводило к появлениюновых направлений торговых путей, которые как и старые торговые доро-ги, все более тяготели к Москве как административному центру страны.Эти пути утрачивали свое самостоятельное значение и становились радиу-сами, соединяющими столицу с периферией. Ряд торговых путей в XVI в. имел особенно большое значение. ПоМоскве-реке шел водный путь на Оку и далее на Волгу. Через Стромынкувела дорога на северо-восток в направлении Суздаля. С Тверской улицыначиналась дорога на Тверь и далее на Великий Новгород. Сретенскаяулица вела на Ярославский тракт, а от Рогожской слободы шел тракт наКазань и Нижний Новгород. Через пригородное село Коломенское шла доро-га на юг в Серпухов и Тулу. Через Арбат н Дорогомилово выходила Мо-жайская дорога в направлении к Смоленску. Все эти дороги разветвлялисьдалее в целую сеть путей и расходились по всему пространству Русскогогосударства. Основной магистралью между двумя крупнейшими русскими городамиНовгородом и Москвой остается и в XVI в. старинная дорога от Москвы доНовгорода через Волок Ламский, Тверь и Торжок. С присоединением Новго-рода к Москве укрепляются экономические связи между этими городами.Несколько важных торговых путей расходились от Новгорода на запад исеверо-запад. По ним осуществлялись связи со странами Западной Европы.Один из торговых путей на Запад шел от Новгорода к Пскову, а дальше кИвангороду и Нарве, в Ригу, Литву. К Ивангороду шли от Новгорода идругие дороги, минуя Псков по Луге до г. Ямы, через Петровский погост,через Лужский ям. Одна из дорог вела от Новгорода в Холмогоры черезселение Сумы. Особенно большое значение во второй половине XVI в. приобрел тор-говый путь от Москвы к Белому морю через Ярославль, Вологду, Тотьму,Устюг. Этим путем шла оживленная торговля с Англией и Голландией. Вграмоте 1583 г. указывается, что этим путем "гости де англичане и мно-гие поморские торговые люди ездят с товаром через Волгу и через Кото-росль". Дорога эта подробно описана Дженкинсоном и другими английскими - 2 -путешественниками. Она насчитывала более 1500 верст. Точное время, не-обходимое для ее преодоления, рассчитать трудно. Путешествие Дженкин-сона с большими перерывами продолжалось около 50 дней. По расчету дру-гого английского путешественника от бухты св. Николая до Вологды можнобыло пройти летом за 14 суток, а зимой - за 8 суток. Дорога от Вологдыдо Ярославля преодолевалась в два дня. На юг от Москвы уходило несколько торговых путей. Одним из глав-ных в XVI в. был донской. Этим старинным путем, известным еще с концаXIV в. пользовались митрополиты Пимен и Киприан, ездившие из Москвы вЦарьград и обратно. От Москвы караваны шли водой или сухим путем доКоломны и Рязани, а оттуда тремя дорогами - через Михайлов, Ряжен,Старую Рязань - к Воронежу и Дону. По Дону суда следовали до Азова, азатем морем к Константинополю. Этот путь был описан в XVI в. Флетче-ром: "По реке Дону, -писал он, - можно из города Москвы доехать водоюдо Константинополя и во все части света... ............ |