Часть полного текста документа: Содержание: 1. Наличие лингвоспецифических слов в языке. 2. Слово как единица языка в школьном изучении. 3. Виды упражнений по обогащению словаря школьника на уроках развития речи. 4. Понятие ключевое слово в старших классах. 5. Лексико - семантический анализ слова лень, как ключевого в русской культуре. 6. Анализ слова лень в языке А. С. Пушкина. "В настоящее время вновь обретают большую популярность представления, восходящие к идеям Гумбольда и получившие свое крайнее выражение в рамках знаменитой гипотезы Сепира-Уолфа. В соответствии с этими представлениями язык и образ мышления взаимосвязаны. С одной стороны, в языке находят отражение те черты внеязыковой действительности, которые представляются релевантными для носителей культуры, пользующихся этим языком; с другой стороны, овладевая языком и, в частности, значением слов, носитель языка начинает видеть мир под углом зрения, подсказанным его родным языком, и сжимается с концептуализацией мира, характерной для соответствующей культуры. В этом смысле слова, заключающие в себе лингвоспецифические концепты, одновременно "отражают" или "формируют" образ мышления носителей языка".( Вежбицкая Анна. Понимание культур через посредство ключевых слов/ Пер. с английского А. Д. Шмелева. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) Наличие лингвоспецифических слов может быть связано и с существованием особых обычаев и общественных установлений, характерных для культуры. "Наряду с "культурной разработанностью" и "частностью", еще один важный принцип, связывающий лексический состав языка и культуру, - это принцип "ключевых слов". На самом деле эти три принципа оказываются взаимосвязанными. "Ключевые слова" - это слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры".( Вежбицкая Анна. Понимание культур через посредство ключевых слов/ Пер. с английского А. Д. Шмелева. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) Нет никакого конечного множества таких слов в каком-либо языке, и нет никакой "объективной процедуры открытия", которая позволила бы их выявить. Наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов: "Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка". (Будагов Р. А. Человек и его язык. - М., 1974. - С. 117.) "Описание признаков слова как единицы языка помогает, с одной стороны, составить целостное представление о слове, с другой - четко определить его лексико-семантические свойства".(Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купаловаа и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Просвещение, 1991. - С. 111.) Выделяется следующий минимум признаков, характерных для слова: 1. "наличие одного словесного ударения; 2. фонетическая выраженность; 3. отнесенность к определенной части речи и грамматическая оформленность; 4. ............ |