А) Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности: на него приходится примерно 35% стоимости мировой промышленной продукции и более 30% занятых в промышленности.
Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население – предметами потребления, в том числе и длительного пользования.
Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. В машиностроении обычно выделяют: общее машиностроение, транспортное машиностроение, приборостроение, электротехнику(включая электронику), производство вооружений и военной техники и т.п. Общее машиностроение включает станкостроение, выпуск производственного оборудования всех видов, производство сельскохозяйственных машин. Выпуск производственного оборудования — металлургического, горно-химического и иного тяжелого оборудования — объединяют в понятие «тяжелое машиностроение».
К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию — производство стали и проката как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок и сварных конструкций для машиностроения.
В указанной структуре отрасли наиболее сложным представляется машиностроение. В него входят важнейшие подотрасли: машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
По стадиям технологического процесса машиностроение можно подразделить на заготовку, механическую обработку и сборку.
По металлоемкости, трудоемкости и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий.
Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности.
Общее и среднее машиностроение схожи между собой и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.
Все отрасли можно классифицировать по хронологическому признаку: (хронологическая классификация):
1) новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX в. ............