Часть полного текста документа:Маркетинг: методические указания Исследование рынка. Основными направлениями исследования рынка, как правило, является: - определение величины спроса: величины уровня спроса (в натуральном или стоимостном выражении) прогноза спроса с учётом фактором внешней и внутренние среды маркетинга - показателя доли рынка: по видам рынка по торговым маркам видам товаров Чтобы сделать рассмотрение данных вопросов достаточно предметным, целесообразно провести классификацию рынков и различных видов рыночного спроса. Виды рыночного спроса и его определение. В основе процесса выбора целевых рынков лежит изучение такого базового показателя, как рыночный спрос. Рыночный спрос - это общий объем продаж на определенном рынке (частном или совокупном), определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени. Прогноз спроса - это предполагаемый объём продаж в определённый (задаваемый в исследованиях) период времени. На величину прогноза спроса влияет как временной фактор, так и неконтролируемые факторы внешней среды, а так же маркетинговые факторы, представляющие собой совокупность маркетинговых усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами. В маркетинговых исследованиях рынка выделяют следующие виды рыночного спроса и потенциала рынка: первичный или нестимулированный спрос; текущий рыночный спрос; рыночный потенциал; абсолютный потенциал рынка; селективный спрос. В зависимости от уровня маркетинговых усилий различают первичный спрос, рыночный потенциал и текущий рыночный спрос. Первичный или нестимулированный спрос - суммарный спрос на все марки данного продукта, реализуемые без использования маркетинга (рис. 1). Рыночный потенциал Текущий спрос Первоначальный (нестимулированный) спрос Текущие затраты Суммарные маркетинговые на маркетинг затраты Рис. 1. Зависимость спроса от затрат на маркетинг Это спрос, который "тлеет" на рынке даже при отсутствии маркетинговой деятельности. С точки зрения влияния маркетинговой деятельности на величину спроса выделяют два крайних типа рынка: расширяющийся рынок и нерасширяющийся рынок; первый - реагирует на применение инструментов маркетинга, второй - не реагирует. Рыночный потенциал - это предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, что их дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса при определенных условиях внешней среды. С определенными допущениями в качестве рыночного потенциала можно рассматривать спрос, соответствующий его максимальному значению на кривой жизненного цикла какого-то продукта для стабильного рынка. В этом случае предполагается, что конкурирующие фирмы для поддержания спроса прилагают максимально возможные маркетинговые усилия. Факторы внешней среды оказывают существенное влияние на рыночный потенциал. ............ |