Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования. 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. 7
1.2. Психологическая природа связной монологической речи. 22
1.3. Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида. 29
Глава II. Содержание и организация констатирующего эксперимента. 39
2.1. Организация и методика исследования. 39
2.2. Анализ результатов исследования связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 44
Глава III. Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов. 49
Заключение. 58
Список используемой литературы.. 61
Приложение №1. 1
Приложение №2. 1
Приложение № 3. 3
Приложение № 4. 4
Приложение № 5. 5
Приложение № 6. 6
Введение Актуальность исследования.
Мир, окружающий нас, становится все более быстротечным: возникают и исчезают не только предприятия, но и целые направления в науке и производстве. Темп изменений окружающего мира, возникновения в нем нового, ускорился настолько, что вместо привычной статичной картины мы имеем дело с процессом, в котором сами понятия начинают отставать от текучей сущности, которую они когда-то обозначали. Сегодняшние, мы живем плодами своих идей, убеждений и труда. В аналогичном – если не более сложном положении окажутся и наши дети.
Детская популяция в настоящее время состоит из трех групп: нормально развивающиеся дети, одаренные дети, дети с нарушениями в развитии различной степени.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врожденную патологию, а 40-60% можно отнести к группе риска по ЦНС, ССС и т.д. Эти цифры кажутся особенно удручающими, если принять во внимание демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране. По данным МО РФ 85% детей – учащихся начальных классов, нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной коррекционной помощи.
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. ............