Часть полного текста документа: "Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева - самая полная коллекция икон Андрея Рублева. Экспозиция музея размещается в Спасо-Андронниковом монастыре - великолепном памятнике древнерусского зодчества. Представлены московские, тверские иконы 14-19 вв., фрески, а также знаменитые работы иконописцев школы Дионисия. Открытие музея состоялось в 1960 году и было приурочено к знаменательной дате в истории русской художественной культуры - 600-летию великого художника Древней Руси - Андрея Рублева. В постоянной экспозиции "Древнерусское искусство XIII - начала XVI вв." Представлены копии икон А. Рублева и другие иконы XIII - XVI вв." Выдержка из справочника "Музеи Москвы" I Введение. Человек и культура Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры. Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула "прошлое - настоящему" легко трансформируется сегодня в иную - "настоящее - прошлому". Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои "горизонты памяти", свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее. II Русь святая К XIV в. языческая Русь превратилась в Святую Русь. Но, как и в языческие времена, Византия, переживавшая последний рассвет, оставалась для нее источником духовного просвещения. Русское духовенство следило за религиозными исканиями Византии. В XIV в. у греков было три формы монашества. В одних монастырях братья вели "особую" жизнь: каждый держал деньги и личное имущество в своей келье, питался и одевался в зависимости от своего достатка. "Особножительские" обители владели селами, вели торговлю, иногда занимались ростовщичеством. В других монастырях существовала монашеская община (по-гречески кимовий, по латыни - коммуна). Такой строй отвечал вековечной мечте христиан о справедливом устройстве земной жизни в соответствие с идеальным представлением о Царстве Божьем. ............ |