Часть полного текста документа:Ксенофобия в образовании Хромов Николай Иванович, преподаватель ФППМ ВШК педагог-психолог гимназии №1 г. Люберцы, Московская область По какой-то причуде природы лягушки по-разному реагируют на совершенно одинаковые ситуации. Если бросить лягушку в кипяток - она вполне осмысленно, резко из него выпрыгнет, но если поместить ту же лягушку в кастрюлю с холодной водой и непрерывно повышать температуру градус за градусом, лягушка будет беспечно в ней сидеть, пока не сварится. Как и большинство человеческих существ Фредди-лягушонок игнорирует значительные перемены в окружающей среде, если они постепенны. Что же сделать, чтобы школа учитывала значительные перемены в обществе и не оставалась в положении злосчастного Фредди-лягушонка? На прошедшем мониторинге в апреле месяце 2003 года, многие из нас слышали, что школьная развивающаяся педагогика нацелена на личностно-ориентированное обучение (проф. М.Безруких, проф. И.Дубровина, М.Семаго, А.Соловейчик и другие). Однако, при внимательном прочтении практики процесса обучения, мы видим, что педагогика из развивающей превратилась в коррекционную (по данным исследователей, примерно 60% обучаемых испытывают серьезные трудности в обучении, в сопоставлении с 8% - в 1981 году), основой которой является невропатология (академик Левон Оганесович Бадалян и профессор Сергей Семенович Лябедевский, 2000 г.). Следует сказать и о детях, не знающих русского языка, которые с трудом адаптируются в учебный процесс общеобразовательной школы. Следующая категория детей - больше чем проблемная - дети, воспитанные в национальной культуре и традициях . Они должны адаптироваться к русской школе, к русской культуре, к культуре, заложенной в содержании образования. Здесь мы должны быть готовы к тому, что врожденная логика одной культуры, глубоко отличается от логики и традиций другой культуры, которые закреплены национальными традициями, что их поведение в новых условиях представляется им эмоционально-последовательным в рамках их культуры. В условиях общеобразовательной школы, при обучении в отрыве от их культуры, возникают серьезные противоречия, и ребенок испытывает негативизм по отношению к себе, а родители возводят эти культурные противоречия, не понимая сущности вопроса, в ранг национальных отношений, что порождает серьезные конфликтные ситуации. А.И.Адамский утверждает, что параметры системы образования лежат вне системы образования школы от 30 до 80%. Основой становится дополнительное образование, репетиторство, подготовительные курсы, СМИ, семья, улица и т.д.. Школа и семья воспитывают инфантильных детей. Дети боятся взросления, они испытывают страх вхождения во взрослую жизнь. Дети видят негативный пример родителей и низкий статус учителя. Образ жизни учителя и родителей не привлекателен для ребенка. Отсюда, потери мотивации в учебе и в жизни. Рассмотрим состояние учебного процесса. Наполняемость классов до 40 человек - усвоение содержания составляет всего 30% (по данным проф. Л.И.Уманского). Учебники: прочитай, сделай упражнение, реши задачу, нарисуй, повтори, выучи, - это не что иное, как авторитарная педагогика, метод обучения - фронтальный, мышление - репродуктивно-воспроизводящее. ............ |