Часть полного текста документа:"Космические" ЭВМ Наталья Дубова Создание систем управления ракетой-носителем "Энергия" и космическим челноком "Буран" В отличие от американского челнока, который с самого начала разрабатывался как пилотируемый корабль, советский "Буран" должен был уметь летать в беспилотном режиме. Это усложняло задачу разработчиков системы управления 15 мая 1987 года был совершен первый испытательный пуск сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия" со спутником "Полюс", который, правда, на орбиту выйти не смог. Но ровно через полтора года состоялся второй, успешный запуск, на этот раз вошедший в историю, - "Энергия" вывела на орбиту космический корабль многоразового использования "Буран". "Буран" совершил два витка вокруг Земли и завершил трехчасовой полет посадкой на специальную полосу в районе космодрома "Байконур". На борту корабля не было людей - более полусотни систем управления "Бураном" в свою очередь управлялись автоматически по программам, заложенным в бортовую ЭВМ. Создание в 80-х систем управления ракетой-носителем "Энергия" и космическим челноком "Буран" можно, наверно, считать творческой вершиной советской школы бортовых ЭВМ. Система управления для ракетного комплекса "Энергия" создавалась в харьковском НПО "Хартрон", где разрабатывались многие управляющие ЭВМ для боевых ракет стратегического назначения и космических аппаратов. Переход от аналоговых устройств к управлению ракетами с помощью цифровой вычислительной техники произошел в середине 60-х. К тому времени задачи управления межконтинентальными баллистическими ракетами потребовали резкого увеличения объемов информации, которые обрабатывались на борту ракеты в реальном времени. Это оказалось под силу только мощным бортовым ЭВМ. Первая ракета с системой управления, включающей бортовую вычислительную машину, была запущена в 1971 году. А в середине 80-х на "Хартроне" велась работа над двумя равными по сложности проектами - системами управления для "Энергии" и для супермощного ракетного комплекса СС-18, известного на Западе под грозным названием "Сатана". В это же время в Москве и на Украине создавались бортовой вычислительный комплекс "Салют-5" для станции "Мир", аппаратура стыковки "Курс", которая с успехом работала и продолжает работать в комплексе "Мир-Союз-Прогресс", и другие управляющие системы для космических аппаратов. На запущенном в 1957 году первом спутнике стояла простейшая бортовая аппаратура, позволявшая на Земле диагностировать внутреннее состояние спутника. А на бортовые системы управления космических аппаратов 80-х возлагались задачи ориентации и стабилизации в пространстве, навигация, планирование работ, контроль, диагностика и многое другое. Разработанная для последней советской космической станции "Мир" система "Салют-5" до сих пор остается наиболее мощной и надежной из серийных бортовых ЭВМ. И все же самой впечатляющей по уровню сложности и по достигнутому результату была работа над космическим кораблем многоразового использования "Буран". В отличие от американского челнока, который с самого начала разрабатывался как пилотируемый корабль, советский "Буран" должен был уметь летать в беспилотном режиме. Это усложняло задачу разработчиков системы управления. ............ |