Часть полного текста документа:Контрольная после физкультуры И. А. Лебедев, Ю. А. Савельев Название статьи вызывает в памяти образ наших далёких школьных лет. Только что закончились забеги на лыжные дистанции, и ребята один за другим, разгорячённые, тянутся в класс. Вот начинается очередной урок, а вместе с ним и проверочная работа по математике. Стремительно утекает драгоценное время, но всё как-то не удаётся сосредоточиться. Вновь, как и на лыжне, становится жарко, в висках бьются "маленькие злые пульсы", и почему-то кажутся во всём виноватыми спокойно сосредоточенные лица освобождённых от физкультуры. Выражаясь научно, здесь мы имеем пример отрицательного доминантного последействия физической нагрузки (ФН) на результативность умственной работы (УР) и вегетативные реакции, её сопровождающие, при этом чем интенсивнее ФН и чем меньше пауза отдыха, тем больше бывает физиологическая стоимость умственного напряжения. Ранее нами было показано, что различные мышечные нагрузки неодинаково сказываются на развёртывании сердечно-сосудистых реакций при умственной работе. Так, медленный перебор "чёток" умерял обычное ускорение пульса при выполнении арифметической пробы (счёта в уме). Последействие локальных изометрических усилий уже корреспондировало с возрастанием ЧСС и изменением тонуса мозговых сосудов более отчётливо. Несомненное индукционное влияние на эти показатели при УР оказывал предшествующий арифметической пробе (АП) интенсивный спринтерский бег [1, 2]. Не следует, однако, думать, что лишь физиологический шлейф от ФН создаёт предпосылки для формирования сердечно-сосудистых ответов при последующей умственной работе. Она сама в состоянии служить мощным кардиостимулирующим агентом, иногда достигающим повреждающей силы. Например, при сдаче кандидатских экзаменов или защите диссертации у соискателей не только ЧСС ускорялась до 90-160 уд/мин., но и настораживающе изменялись параметры ЭКГ [3]. Большинство исследователей склонны полагать, что не "компьютерная" часть решения ментальной проблемы, но её психоэмоциональная составляющая повинна в бурных вегетативных рефлексах [3,4,5,6,7]. Вполне обоснованным выглядит включение в научный лексикон термина "ментально-эмоциональный стресс", подчёркивающий всестороннее влияние данного фактора на все системы и функции организма [7]. Степень органических повреждений, вызываемых умственным напряжением, хорошо описана Deanfield: простой счёт в уме у четверых из шестнадцати больных ЦБС вызывал очередной приступ стенокардии, в то время как у остальных двенадцати радоновый анализ показал снижение кровотока в стенках миокарда [9]. Сочетанное влияние физических и умственных нагрузок также приводит к нежелательным последствиям. Как свидетельствуют данные Siconolli, у больных ИБС решение арифметических примеров во время бега на третбане дополнительно ускоряло ЧСС на 11% и поднимало АД на 7%. Однако возрастание механической работы сердца не сопровождалось увеличением напряжения кислорода в крови, создавая предпосылки для сердечного риска [10]. Конечно, здоровый организм, имеющий хорошую компенсаторную защиту, довольно долго может справляться с психоэмоциональными перегрузками, однако генетические факторы, кризисная хроника повседневной жизни часто создают предпосылки к фиксациям кардиоваскулярных реакций на уже и не столь значительные возбудители, что провоцирует развитие сначала транзиторной, а затем и стойкой гипертонии со всеми её негативными последствиями [8,10]. ............ |