План-конспект урока "Вулканы. Горячие источники-гейзеры"
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ.
Образовательные цели и задачи урока: сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях;формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов, происхождением вулканических островов.
Развивающие цели: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные цели: воспитывать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование:
карта полушарий, карта строения земной коры.
карточки с новыми понятиями “магма”, “мантия”, “жерло”, “лава”, “кратер”.
компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
оборудование для опыта:
коническая колба,
фарфоровый тигель или чашка,
дихромат аммония,
спирт.
Выставка книг дополнительной литературы по теме.
Мультимедиа учебник “География. Начальный курс” для учащихся 6 классов, общеобразовательных учебных заведений.
Учебник: Т.П. Герасименко, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
2. Опрос домашнего задания.
1. Какие виды движения земной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и вертикальные, складчатые, разрывные.)
2. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения? (Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)
3. Как землетрясения могут изменить рельеф? (Возникают трещины, обвалы, могут опускаться или подняться крупные блоки земной коры.)
4. Как необходимо вести себя при землетрясении? (Если вы находитесь в здании, то следует срочно его покинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линий электропередач)
Выставляются оценки за ответы.
3. Изучение нового материала.
1. Сообщение целей и задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, познакомимся с вулканами, горячими источниками и гейзерами.
2. Вступительное слово учителя.
Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.
Как вы думаете, как называется это вещество? Как оно выходит на поверхность Земли и как называется это природное явление? (Магма. Выходит через кратер. Природное явление – Вулкан.)
Латинское слово “Вулканус” - у древних римлян – Бог Огня. Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.
Вулканы образно называют “огнедышащими горами”. Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.
3. Просмотр фрагмента уз электронного мультимедиа учебника “География. Начальный курс” для 6класов общеобразовательных учебных заведений.
Образование вулканов
Как же образуются вулканы?
В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, в близи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. ............