Часть полного текста документа:Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте М.В. Ермолаева, А.В. Родионов, М.М. Иевлева, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры Московский государственный открытый университет Среди фундаментальных научных проблем спортивной психологии (и спортивной науки вообще) проблема психомоторики наиболее всеобъемлюща. Действительно, начиная с И.М. Сеченова [13], который ввел в науку понятие "психомоторика", к указанному феномену относили все виды активности, в которых присутствовало ощущение или восприятие во всех его формах, и движения. Примером такого подхода служит определение психомоторики, данное Е.Н. Сурковым [14]. Согласно этому определению психомоторика представляет собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности [14, с. 5]. Применительно к спортивной деятельности (включая и занятия физической культурой) термин "психомоторика" распространяется на все формы ее проявления и полностью ее исчерпывает. Так, К.К. Платонов [10] к сфере психомоторики человека относит все: от многобразных видов сенсомоторных реакций человека до сложнокоординированных и многопараметрических движений, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты. Говоря о психомоторной деятельности, мы оставляем за рамками исследования простые сенсомоторные реакции вне широкого психологического контекста деятельности. Деятельность характеризуется мотивом и реализуется в форме действий [8]. Именно действие, определяемое ближайшим его регулятором - целью, В.П. Зинченко рассматривает в качестве единицы анализа психики [5]. Таким образом, объектом нашего исследования является психомоторное действие в контексте мотивированной деятельности. Итак, мотивированная деятельность человека может рассматриваться как системная организация, в которую психомоторные действия или специализированные движения (навыки, операции) включаются как подсистемы [1,14]. Очевидно, что в контексте проблемы совершенствования психомоторной деятельности нас интересуют именно психическая регуляция, ее структура и свойства. Сама идея изучения структуры психомоторного действия родилась в недрах физиологии активности. Как показали исследования Ч. Шеррингтона, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, в функциональную структуру действия входят два когнитивных компонента: формирование программы предстоящего действия (т.е. элементы предварения в терминах Ч. Шеррингтона или потребного будущего в терминах Н.А. Бернштейна) находится перед исполнительным компонентом действия, а контроль, связанный со схемами памяти, - после него. Н.А. Бернштейн, изучавший микроструктуру перехода от ситуации к действию, усложнил первый когнитивный компонент, выделив сначала выявление двигательной задачи, а затем - программирование решения определившейся двигательной задачи. При этом Н.А. Бернштейн указывал на то, что наметить двигательную задачу - это значит создать образ того, что должно быть [2]. Дальнейшее изучение когнитивных компонентов формирования и совершенствования движений осуществлялось средствами микроструктурного анализа как исследования принципов формирования двигательных программ и системы контроля и коррекции. ............ |