Часть полного текста документа:К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Предпосылки и некоторые итоги построения ТФК. Истинную природу и значение физической культуры в социуме, ее опережающее глубинное понимание можно познать только с учетом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под влиянием научно-технической революции и социально-экономических условий, в связи с возникновением экологической проблемы, а также участившимися опасными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому важно раскрывать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и прежде всего с формированием целостной, многогранной личности, и особенно в системе образования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетий (переход от репродуктивно-педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической) связывает цели образования с изменением качества человека, который в реально обозримом будущем должен воплощать идеал подлинного единства его сущностных сил, духовного и физическо го совершенства. Это обуславливает и изменение качества знания, предлагаемого человеку в системе образования, где особую значимость приобретает методологический потенциал информации [19, 47]. На рубеже ХХ и ХХI вв. происходит закладка и методологических, ценностно-гуманистических основ будущей физической культуры и физкультурного образования. Формируется более широкий философско-культурологический взгляд на них, требующий преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с развитием в их сфере только двигательных способностей занимающихся. Наряду с ними все большее внимание уделяется обоснованию влияния физической культуры на духовную сферу человека [4, 24, 37, 49 и др.]. Эти взгляды находятся в полном соответствии с рядом выявленных в нашей стране [37] закономерностей функционирования и развития физической культуры в современный период: абсолютная необходимость формирования физической культуры каждым человеком для оптимального его развития, начиная с раннего возраста до 20-25 лет, с дальнейшим ее поддержанием на протяжении всей жизни; взаимообусловленность развития физической и духовной культур человека при определяю щей роли последней; увеличивающаяся тенденция взаимозависимости, взаимоподдержки, взаимопроникновения физической культуры на уровне ее структурных компонентов и форм, взаимодействия с другими видами культуры, в рамках культуры в целом - с компонентами социальной системы и далее с межнациональными системами; постоянное поступательное развитие физической культуры, связанное с качественным переходом от одного порядка взаимоотношений и уровня функционирования в системе к другому, в результате чего она приобретает более современный вид, усиливает и развивает черты предшествующей системы. В сфере физической культуры действует и закон возвышения потребностей, характеризующийся тенденцией неуклонного возрастания личных потребностей людей, связанных с постоянным и всесторонним возвышением в их структуре познавательных, эстетических, нравствен но-этических и других интеллектуальных потребностей, усиления творческой деятельности людей. Это предполагает предъявление к физической культуре требований не менее всесторонних, чем в культурных областях с большим и традиционным авторитетом. ............ |