Эстетика как наука в России стала восприниматься только в 19 в., при этом и в первой половине столетия о ней знали преимущественно в академических кругах. В университетах читались лекции по эстетике и писались диссертационные работы, как правило, базировавшиеся на немецкой классической философии. Особый импульс для теоретический занятий эстетикой русским мыслителям дало знакомство с «Лекциями по эстетике» Гегеля, которые стали известны в России сразу же после их опубликования (1835 г.). Как отмечает В.В. Бычков, российская интеллектуальная и художественная элита сразу же разделилась на сторонников Гегеля и его критиков, а изучение немецкой классической эстетики в кругах романтически и демократически ориентированной молодежи, болезненно реагировавшей на социальные несправедливости в русском обществе, подтолкнуло некоторых из них искать отличные от метафизических построений немецких классиков пути осмысления эстетической проблематики и приближения ее к участию в решении насущных проблем самой жизни.
Так начала формироваться эстетика реальной действительности или эстетика жизни, среди главных представителей которой можно назвать таких великих русских мыслителей 19 века, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и некоторых других интеллектуалов, работавших в сферах художественной критики, философии и эстетики.
«Эстетика жизни» русских мыслителей 19 века В.Г. Белинский По мнению В.Г. Белинского, философия и эстетика должны спуститься с заоблачных высот метафизики на землю, «возвратиться в жизнь». Это означает, что эстетика не должна предписывать искусству надуманные схемы и идеалы, она обязана сама опираться на конкретную художественную практику, изучать произведения искусства как со стороны его «внутренних законов», его «художественности», так и в контексте общественной жизни. Ценность и истинность эстетического знания, таким образом, поверяется его отношениями к реальной жизни. Как отмечает Постарнаков В.Ф., мыслитель осудил время, когда эстетика шла своим особым путем и отверг взгляды, согласно которым искусство развивается само по себе, а жизнь сама по себе.
Белинский был убежден в превосходстве красоты жизни над любой другой красотой. Именно об этом должен помнить художник, работая над своим произведением - художник должен воспринять его и переплавить в свое произведение. Понятно, что жизнь далеко не всегда прекрасна в своих реальных, особенно общественных проявлениях, и художник не должен уходить, убежден Белинский, от изучения и изображения жизни в ее конкретной реальности. Поэтому симпатии Белинского всегда были на стороне писателей реалистов из-за их стремления показать в своем творчестве все недостатки общественной жизни и вынести ей свой «приговор», выраженный художественными средствами. Особый интерес в этом плане Белинский проявлял к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, отмечая, что это произведение «столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни; творение необъятно художественное… и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое».
Размышляя в ранних работах о категории комического, Белинский в духе немецкой классической эстетики определял его как выражение в искусстве внутреннего противоречия уродливых явлений жизни ее эстетическому идеалу. ............