Часть полного текста документа:Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности Для изменения и корректировки поведения объекта власти в необходимом для субъекта направлении субъект должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы - средства, с помощью которых он может оказывать воздействие на объект. Такие ресурсы называются источниками власти (Мшвениерадзе В.В., 1989, Хекхаузен Х., 1986, French J., Raven B., 1960 и др.). Дж.Френч и Б.Рейвен выделяют следующие источники и основания власти: - власть вознаграждения или принуждения со стороны субъекта власти; - признание объектом власти законного права субъекта предписывать ему определенное социальное поведение; - идентификация объекта власти с ее субъектом; - основанием власти является знание, которым обладает субъект. Власть, основанная на вознаграждении, возрастает с размером ожидаемого вознаграждения. Власть как принуждение держится на ожидании наказания за неконформное поведение. Сила власти в этом случае зависит от угрозы наказания минус вероятность избежания наказания благодаря послушанию. Власть, основанная на позитивных санкциях (вознаграждении), имеет тенденцию возрастать и эволюционировать во власть, ориентированную на идентификацию объекта с субъектом. Власть, основанная на негативных санкциях (принуждение), ведет к тому, что объект стремится уйти из поля влияния субъекта воздействия. Законный или легитимизированный тип власти основан на признании права одного индивида предписывать социальное поведение другим индивидам. Это признание базируется на традициях, ценностях культуры, принятии структуры социальных отношений и воспитывается родителями, учителями, религией, этической системой и т.д. В разных культурно-этических системах могут быть приняты и использованы разные ценности. Власть как идентификация, или референтная власть, строится на чувстве единения одного индивида с другим. Чем сильнее идентификация объекта власти с ее субъектом, тем сильнее власть последнего. Сила экспертной власти зависит от степени знаний, которые ценятся в данной области, и от отношений между объектом и субъектом власти. Данная классификация оснований власти как межличностного отношения позволяет рационализировать отношения и способствует объяснению их сложного социально-психологического механизма. Однако у приведенной классификации нет единого основания. Взятые за основу понятия не являются ни рядоположенными, ни одного уровня абстракции. В первых двух случаях - это санкции, имеющие внеиндивидуальное происхождение, хотя и применяемые индивидуально. Традиции и культурные ценности, регулирующие властные отношения, также имеют внеиндивидуальную социокультурную природу, тогда как знание в качестве источника власти является личным качеством самого субъекта. Власть как идентификация покоится на позитивной эмоциональной оценке субъекта власти ее объектом, т.е. имеет личностный источник. Кроме того, в данной классификации роль различных факторов не взвешена и не дифференцирована, не определен уровень абстракции понятий, входящих в семантическое поле источников власти. Вместе с тем, несмотря на указанные недостатки, при определении источников власти такая классификация имеет право на существование. ............ |