Часть полного текста документа:Использование цифровых коллекций в учебных коммуникациях Евгений Патаракин, ИПС РАН Введение Человечество постепенно осознает себя сетевым сообществом. Внутри этого сообщества уже сегодня значительная доля коммуникаций является компьютерно-опосредованной. Особенно станет очевидным, если учесть, что к коммуникации такого рода следует отнести современное радио, телевидение, кино и телефонию. Цифровая память постепенно встраивается во все промышленные и культурные объекты окружающего мира. Развитие цифровой памяти ведет к тому, что мы все реже пытаемся хранить информацию внутри нашего мозга, и все чаще пытаемся перебрасывать эту информацию на носители электронной памяти. Эта память имеет несомненные преимущества: в нее легче занести информацию; информация меньше искажается и дольше хранится, информацию легко копировать и стирать. Согласно Вилему Флуссеру [Freinet C., 1960] новые цифровые технологии могут освободить наш мозг от механических аспектов мышления для решения более творческих задач. Цифровая память не только встраивается во все объекты сетевой культуры, но и постепенно вбирает в себя материалы архивов, музеев, библиотек и исследовательских институтов. Эти учреждения все чаще открывают либо полный, либо частичный доступ к своим коллекциям через всемирную паутину. Ким Вельтман [Veltman K., 2001] считает использование образованием цифровых богатств одной из главных проблем ближайших десятилетий. Включение цифровых записей в учебные материалы и учебную активность позволило бы значительно расширить и обогатить и учебную коммуникацию, и учебный процесс. Решение этой проблемы осложняется следующими обстоятельствами. Во-первых, вопрос сетевого доступа к цифровым коллекциям проработан явно недостаточно. Во-вторых, не прописаны механизмы встраивания коллекционных записей в учебные тексты, будь то лекции преподавателей или студенческие работы. Данная работа предлагает пути организации коллективного доступа к материалам цифровых коллекций и механизмы встраивания коллекционных записей в учебную коммуникацию. Коллективный доступ к материалам цифровых коллекций К материалам каких коллекций нам бы хотелось получить доступ? Как должна быть организована коллекция, чтобы ее использование в обучении было возможно? Первые попытки анализа средств коммуникации и различных форм хранения информации, с точки зрения их пригодности к использованию в педагогическом процессе в рамках школьной учебной сети, можно обнаружить в работах Селестина Френе, который разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть [Freinet C., 1960]. В рамках этой сети школьники обменивались текстами и картинками. Френе рассматривал коммуникационные возможности - музыкальные записи, фотографии, телефонные разговоры, радио, кинофильмы и телепередачи - прежде всего как средства для выработки учеником своего собственного языка, при помощи которого он мог бы общаться с другими людьми. При анализе технического средства Френе обращает внимание, прежде всего на то, каким образом это средство может использоваться самим учеником не для получения, а для представления информации. Ключевой для Френе вопрос - может ли при помощи данного средства ученик создать новое сообщение и поместить его в школьной газете? На основании этого подхода Френе полностью исключал возможность использования в учебной деятельности современное ему радио, как абсолютно не соответствующее его методам. ............ |