Часть полного текста документа:Использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств Кандидаты педагогических наук, доценты Т.В. Бондарчук, Е.Ф. Орехов, Уральская государственная академия физической культуры, С.В. Павлов, Башкортостанский государственный университет Физическая подготовка - основополагающая сторона спортивной тренировки, так как в большей мере, чем другие стороны подготовки, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма. От уровня физической подготовленности зависят успешность технической подготовки, содержание тактики спортсмена, реализация личностных свойств в процессе тренировок и состязаний. Одной из основных задач физической подготовки является воспитание физических качеств. Этот процесс в настоящее время связан с интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса, что прослеживается не только на этапе спортивного совершенствования, но и на этапе начальной подготовки [9, 10]. В тренировочном процессе юных спортсменов данная тенденция неправомерна, поскольку, во-первых, связана с риском нарушения развития и становления форм и функций организма; во-вторых, ведет к сокращению свободного времени, нужного для разностороннего развития личности. В связи с этим возникает необходимость в разработке педагогических средств и методов, позволяющих учитывать возрастные особенности юных спортсменов, сохраняющих их здоровье, не требующих дополнительных затрат времени и в то же время стимулирующих рост физических качеств и, как следствие, - спортивного мастерства. Использование вербального гетеровоздействия в тренировочном процессе в группах начальной подготовки - одно из перспективных направлений исследований по данной проблеме. Специфичность использования вербального воздействия в спортивной тренировке обусловлена тем, что в ней преобладает двигательная активность и объем применения методов словесного воздействия в работе тренера несколько меньше в сравнении с другими видами педагогической деятельности. Поэтому ценность каждого слова тренера должна быть выше, а роль умения владеть им - значительнее [7, 8]. В связи с особенностями спортивной тренировки многие исследователи сходятся во мнении о целесообразности и эффективности применения в тренировочном процессе методов внушающих гетеровоздействий [1-6]. В спортивной практике специалисты чаще всего реализуют внушающее гетеровоздействие на основе гипносуггестивных техник, что затрудняет включение их непосредственно в тренировочный процесс, тем более применение тренером гипносуггестивных методов. Кроме того, рекомендуемые внушающие вербальные гетеровоздействия в спортивной практике не всегда отвечают требованиям современной подготовки спортсменов, а также специфическим закономерностям вербального воздействия. Теоретические положения подтверждают целесообразность реализации прямого преднамеренного внушения (ППВ) в бодрствующем состоянии в спортивной практике как метода, который доступен в применении и не требует специальной подготовки. Этот метод отвечает всем требованиям и особенностям тренировочной деятельности спортсменов и в конечном итоге создает условия для эффективной реализации задач тренировочного процесса. ............ |