Часть полного текста документа:ВВЕДЕНИЕ С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302] Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время. Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие нормально развивающимися детьми. Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин. У детей интеллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений. Дефектное развитие ощущений и восприятий у детей с нарушением интеллекта оказываются ядерными симптомами отсталости, которые затрудняют формирование представления о времени, тормозят развития психических процессов, в частности, мышления. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смен дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка- все это формирует временные представления. Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом. Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста и интеллектуальной недостаточностью и у нормально развивающихся детей. Важность этой проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников определяет актуальность данной работы. Цель исследования состояла в разработке системы формирования временных представлений в процессе изучения математики у детей младшего школьного возраста и у детей с нарушениями интеллекта. Поставленная цель реализуется решением следующих задач: * Изучить проблему обучения детей и формирования у них представления о времени в психолого-педагогической и методической литературе * Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста и у детей с нарушениями интеллекта. * Разработать систему формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики. Гипотеза состояла в предположении: в процессе специального обучения возможно сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью временные представления и ориентировки, необходимые для последующего обучения и социальной адаптации. Объект исследования: процесс овладения детьми временными представлениями. Предмет: педагогические условия формирования представлений о времени у младших школьников и детей с нарушениями интеллекта. Новизна состоит в том, что выявлены особенности временных представлений у детей с нарушением интеллекта и разработана система формирования представления о времени. Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребенка. ............ |