Часть полного текста документа:Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры Доктор педагогических наук, профессор М.М. Богем, Московская государственная академия физической культуры Результаты исследования на текущем этапе. Россия - на переломе истории. Физическое воспитание, как и система воспитания в целом, отказывается от идеалов, сформировавшихся в советский период развития, но пока еще не выработала новых, адекватных требованиям нынешнего и грядущего этапов развития общества. Как известно, основой системы воспитания, в частности физического, была установка на формирование потребности служить обществу, Отечеству, коллективу. Интересы личности признавались антиобщественными, если они были устремлены на себя, ярлык "индивидуалист" был одним из уничтожающих. Социализм отверг эксплуатацию человека человеком, заменив ее эксплуатацией человека обществом. Именно эксплуататорский характер системы воспитания вызвал внутреннее сопротивление ее установкам, в том числе в физическом воспитании: об этом свидетельствует развал системы, когда обучаемые не желали учиться, а учителя - учить, когда результаты физического воспитания начали существовать не как здоровье людей, а в форме отчетов о показателях здоровья. Потребность в здоровье и высокой работоспособности является базовой потребностью человечества. Именно поэтому на протяжении тысячелетий складывались представления о физическом совершенстве, отраженные в образах легендарных богатырей, героев эпосов и мифов, легенд и сказаний. Их отличительные черты - разносторонность и сверхчеловеческий уровень физического развития в сочетании с высокими моральными качествами - независимо от того, в какое время и у какого народа сложился этот образ. Потребность в физическом совершенствовании присуща не только человечеству в целом, но и отдельному индивидууму. Именно поэтому физкультурная деятельность должна рассматриваться не как государственная в основе, дополняемая общественно-самодеятельной и личной, а как личная в основе, поддерживаемая государством и общественностью в финансировании и организации, при участии частного капитала. Девиз системы физического воспитания "Готовься к труду и обороне" для общества требует замены на иной, ориентирующий на удовлетворение личных потребностей, например: "К здоровью, силе, счастью и радости!". Перенос акцента на интересы личности означает отказ от классового подхода к явлениям общественной жизни как от единственно приемлемого регулятора нравственных отношений и принятие заботы об отдельном человеке в качестве основного пути совершенствования социальных взаимодействий как главного принципа воспитания. Этот путь на протяжении тысячелетий предлагает и утверждает религия, рассматривающая ход событий как проявление божественной воли, реализуемой в поступках людей. Отсюда - религиозная концепция человека как воплощения божественного замысла, установка на воспитание совершенного человека в единстве его духовных и телесных качеств, включающая и его физическое совершенство. Религия представляет человека как единство материального и духовного начал: "И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Книга Бытия 2.7). ............ |