Часть полного текста документа:Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования Олимпийская филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление и развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского движения. В литературе основное внимание уделяется рекламному и коммерческому аспектам, а образовательному и воспитательному - практически нет. Задача автора - восполнить этот пробел. Поводом для издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах. Серия марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол ", квадрига, скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и знаменитый памятник Акрополь). Эскизы марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в Афинах профессор А. Своронас. Печатались марки в правительственной типографии в Париже. Такое содружество привело к созданию не только предметов декоративно-при кладного искусства, но и замечательных произведений графического изобразительного искусства. Впервые на графических миниатюрах - почтовых марках - было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочно считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателия стала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийских игр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами оплата всей корреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по старому стилю) производилась только олимпийскими марками. После этого они были лишены всех привилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными марками. Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз. В то время ни одна газета не могла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний, почта доходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты. Информация в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателии растянулась на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийских игр 1896 года в Греции выпускались марки только с изображени ем головы Гермеса. Новые сюжеты олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермеса усилили эффект зрительного восприятия - главного в изобразительном искусстве. Резкая смена сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новых марок, которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и о современных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все это позволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателия была главным источником олимпийского образования. Специальные ручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствие таковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. ............ |