МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Доклад
ДИСЦИПЛИНА "Этические основы в социальной работе"
ТЕМА: "Этическое воспитание социального работника"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Культура общения
2. Экстренные ситуации и конфликты
3. Психология успеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
С каждым днем расширяются и увеличиваются категории населения, с которыми контактирует социальный работник. Следовательно, вопросы этического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что, в свою очередь, обуславливает необходимость поиска путей повышения эффективности воспитания социальных работников. Формирование принципов профессиональной этики и этических ном поведения у социальных работников невозможно без воспитания соответствующих убеждений. Доказано, что убеждения как отражение потребностей личности не перенимаются, не заучиваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной социально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений по сути становится самовоспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психические особенности личности. Самовоспитание вообще, принципов и убеждений профессиональной этики в частности, - особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических основах. Прежде всего, необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой – сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии, своей осознанной, специально профессионально значимой нравственной потребностью. Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку пожилого человека, социальный работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым.
Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкрепления. Работа над собой будет легче и поставленная цель ближе, когда коллеги по работе будут поддерживать, радоваться лучшему настроению пожилого человека, утверждению в нем уверенности. Принципы профессиональной этики, этические нормы поведения, нравственный облик социального работника находят выражение, прежде всего, через общение с пожилыми, инвалидами, людьми, нуждающимися в социальной поддержке, их близкими, коллегами, сослуживцами. Проблема общения – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение – важная психологическая категория со своими зависимостями. Межличностное общение, чаще всего диалоговое, - непременный компонент профессиональной деятельности социального работника. Оно во много определяет те отношения, которые с самого начала складываются между социальным работником и его клиентом, способствуют установлению между ними необходимых доверительных отношений. Важным аспектом психолого-педагогического содержания является поведение социального работника. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли клиента по нужному руслу – эти и другие качества всегда должны быть присущи социальному работнику.
Социального работника нередко и по праву называют "врачом души" и психологом. ............