КУРСОВАЯ РАБОТА
Проблема этической защиты педагога
2010
Содержание
Введение. 3
Глава I. Проблема этической защиты педагога в теоретических исследованиях 6
1.1 Понятие педагогической этики. 6
1.2 Понятие этической защиты.. 10
1.3 Способы этической защиты в педагогической деятельности. 11
1.4 Способность к самоуправлению как аспект этической защиты педагога. 13
Глава II. Экспериментальное исследование проблемы этической защиты педагога 22
Список литературы.. 27
Приложение
Введение Актуальность исследования
В настоящее время возрастают требования со стороны личности, государства и общества к морально-нравственным, этическим и социально-созидательным взаимоотношениям между педагогом и обучающимся.
Анализ социально-педагогических исследований показал, что большинство опрошенных выпускников системы педагогического образования не владеют достаточными знаниями и умениями в области этики, что осложняет их профессиональную деятельность: более 37% опрошенных отмечают, что не справляются с конфликтными ситуациями в своей профессионально-образовательной деятельности; около 38% не владеют технологиями решения сложных вопросов морально-нравственных характера при решении социальных проблем учащихся.
Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер, она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Её сущность - в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.
Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка. Ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия , "классы"; эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему - либо; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.
В науке широко известны исследования педагога Л.В. Кузьминой, которая выделила в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности". ............