МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский юридический институт
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Эстетическая культура.
РЕФЕРАТ
по теме: «Эстетическая мысль западной цивилизации».
Подготовил:
Слушатель 343 группы
Горовой П.А.
Белгород - 2008г.
План Вступительная часть Учебные вопросы 1. Эстетическая мысль античности (Аристотель, Платон).Эстетические концепции западных мыслителей эпохи средневековья, возрождения, классицизма. 2. Эстетическая мысль Просвещения. Основные тенденции развития эстетической мысли в западноевропейских странах. 3. Эстетические представления в Древней Руси. Эстетическая доктрина русского классицизма. Современная эстетическая мысль в России. Заключительная часть (подведение итогов)
.
Введение:
Первые эстетические взгляды зародились ещё в глубокой древности, в эпоху первых цивилизаций в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции. В центре эстетических размышлений стоял вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Предмет эстетики изменялся в ходе развития человеческого общества и его культуры. Вместе с развитием общественно-исторической практики и общим прогрессом человеческого знания расширяется круг предметов и явлений, являющихся объектом эстетики, изменяются и понятия о них. Принято считать, что эстетическая мысль изучает природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, образе жизни, общении людей, а также формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства, как высшей формы проявления эстетического.
Вопрос 1. Эстетическая мысль античности (Аристотель, Платон). Эстетические концепции мыслителей эпохи средневековья, возрождения, классицизма
Античная эстетика складывается в VI в. до н. э., а период её расцвета приходится на V—IV вв. до н.э.
Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие её форм и живую связь с художественной практикой.
Попытку теоретически осмыслить сущность красоты предприняли греческие философы пифагорейской школы. Представители этого направления утверждали, что прекрасное — это объективный закон природы, выражающийся в строении формы материальных объектов, предметов. Сущность красоты определялась ими то как «пропорциональность», то как «соразмерность», то как «симметричность», то как «гармония» и т.п.
Все эти понятия, как утверждали греческие философы, являются результатом божественного сотворения мира. Наивный «формализм» этой точки зрения был подвергнут критике. Так, Гераклит обнаружил относительность прекрасного, сравнивая эстетические качества животного, человека и бога. Гераклит, а позже и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного они считают стройность, порядок, гармонию частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.
Платон же утверждал, что красоту нельзя измерить и вы числить, ибо её сущность определяется не материальными отношениями, а близостью предмета к его идеальному образу.
Идеалистический характер концепции Платона более чем очевиден: великий античный мыслитель исходил здесь из своего философского учения о мире вещей как «тени» предвечного, божественного мира идей. ............