ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
В условиях современной экономической политики Российского государства основной задачей является формирование социально ориентированной рыночной экономики [1, с. 140]
Потребительская кооперация относится к социально ориентированным системам рыночной экономики. В рамках развития этой системы реализуется основная социальная ее основная социальная миссия, а именно главная цель системы потребительской кооперации, которая являет собой предназначение, философию и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций, а также осуществление ее деятельности в интересах пайщиков, заботу об улучшении их материального благосостояния, решение социальных и культурно- просветительских задач.
Выполнение потребительской кооперации социальной миссии в значительной степени зависят от состояния и развития торговли.
Торговля – основная отрасль хозяйственной деятельности потребительской кооперации [7, с. 10]. Основная часть материальных и трудовых ресурсов системы потребительской кооперации сосредоточена в торговле.
Анализируя развитие торговли в системе потребительской кооперации можно отметить следующие основные тенденции.
Система потребительской кооперации края представлена более 260 организациями, в структуру которой входят разветвленная торговая сеть, производственные и заготовительные цеха, которые расположены в 55 муниципальных районах и 4 городских округах.
Сегодня сельская кооперативная торговля составляет 14% от общего числа магазинов в районах края. При этом доля розничного товарооборота кооперации в общем розничном товарообороте территорий составляет до 3% [1, с. 140].
Значительно расширяется ассортимент товаров - наряду с продуктами питания можно приобрести товары первой необходимости: бытовую химию, строительные материалы и другие, причем предпочтение отдается товаром местных производителей.
Начинают возрождаться забытые в 90-е годы формы торговли - передвижные автолавки и сельские торговые павильоны.
Рассматривая торговлю как отрасль потребительской кооперации, нельзя забывать о затратах, то есть издержках обращения в розничной торговле.
В системе Алтайского Крайпотребсоюза наблюдается положительная динамика издержек обращения в розничной торговле, на протяжении исследуемого периода из сумма постоянно возрастает, это естественно, так как рост розничного оборота влечет за собой увеличение издержек обращения.
Доля издержек обращения в общей сумме оборота розничной торговли растет так, в 2006 г. на сумму розничного оборота приходится 19,65% издержек, в 2008 г. доля издержек возрастает до 20,79% [1, с. 141].
В системе потребительской кооперации издержки обращения делятся на четыре группы: транспортные расходы, расходы на оплату труда, расходы на содержание зданий и сооружений, прочие расходы.
На протяжении всего исследуемого периода структура издержек по видам примерно одинакова, наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда и к концу анализируемого периода их доля увеличивается с 42,4% в 2006 г. до 50,1% в 2008 г. [1, с. 141]
Второе место занимают прочие расходы, и их удельный вес к концу анализируемого периода снижается. ............