Часть полного текста документа: Экономическая теория П. Ж. Прудона. 1. Биография П. Ж. Прудона. ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809- 19.1.1865), французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Родился в бедной крестьянской семье. Не имея возможности получить систематического образования, занялся самостоятельно изучением истории, политической экономии и философии. В 1838 сдал экзамены на бакалавра. Прудон приобрёл известность, сочинив "Что такое собственность?" в 1840 году, где доказывал, что "собственность - это кража". В 1844-45 Прудон познакомился в Париже с немецкими эмигрантами-младогегельянцами, а также с К. Марксом. В беседах и спорах с Прудоном Маркс пытался разъяснить ему принципы материалистической диалектики и научного коммунизма, однако Прудон остался на позициях утопического мелкобуржуазного реформаторства. В 1845-46 Прудон изложил свои идеи о мирном переустройстве общества посредством реформы кредита и обращения в сочинении "Система экономических противоречий, или Философия нищеты", в котором он выступил также против коммунизма и рабочего движения. Маркс дал критику идей Прудона в своей книге "Нищета философии" (1847г.). В период революции 1848 Прудон вел активную политическую деятельность, был избран депутатом Учредительного собрания. В книгах "Исповедь революционера" и "Общая идея революции XIX века..." выступил как анархист, выдвинувший план "социальной ликвидации" - замены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей сотрудничающими в эквивалентном обмене. В 1840 Прудон сделал попытку основать для осуществления своих проектов "Народный банк". В 1849-52 находился в тюрьме за резкие статьи против Луи Наполеона. В бонапартистском перевороте 2 декабря 1851 Прудон усмотрел своеобразную "социальную революцию". В годы Второй империи Прудон отошёл от этих иллюзий, критиковал бонапартистскую диктатуру за ее поддержку крупной буржуазии, финансистов и биржевиков, одновременно проповедовал аполитизм, тормозя рост политической активности пролетариата. В 1858 Прудон за антиклерикальное сочинение "О справедливости в революции и в церкви" был приговорён к тюремному заключению, которого избежал, эмигрировав в Бельгию. В сочинении "Война и мир" выступил с апологией войны как "источника права". После амнистии в 1862 Прудон вернулся во Францию. В работе "О федеративном принципе" лозунг "ликвидации государства" заменил планом раздробления современного централизованного государства на мелкие автономные области. В своём предсмертном сочинении "О политических способностях рабочего класса" Прудон разработал программу "мютюэлизма" - освобождения пролетариата с помощью производственных, кредитных и потребительских, ассоциаций, основанных на принципе "взаимопомощи". Для Прудона характерны идеализм и эклектизм. Опираясь на концепцию Платона о первичности мира идей, Прудон пытался построить свое учение, в основе которого лежит мистическая идея абсолютного разума, управляющего миром и осуществляющего "вечные законы справедливости". Эта идеалистическая основа воззрений Прудона впитала в себя разнообразные влияния буржуазной политэкономии, утопического социализма и философии. По существу, разделяя "догму Смита", определявшего стоимость доходами, Прудон давал её мелкобуржуазного трактовку. ............ |