Экологическое образование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШ им. С. Жаксыгулова
Ухудшение состояния окружающей среды, деградация природных систем жизнеобеспечения, медленные ответные шаги общества привели к реальной опасности экологического бедствия в мире, Казахстане, в отдельных регионах. Именно поэтому задача экологического образования лежит в основе деятельности многих общественных организаций и государственных учреждений. По идее, эту задачу решают и все ТМО учителей школьного коллектива в той или иной мере. Представляя свое сообщение в рамках предложенной темы, я остановлюсь только на том, как она реализуется учителями-предметниками естественно-научного цикла, где в каждом разделе и теме, в каждой возрастной группе вопросы охраны окружающей среды и ее компонентов представлены, как составная и необходимая часть общего курса. Поставленная во главу угла работа по экологическому обучению и воспитанию позволила, наряду с традиционными формами на уроках, заинтересовать школьников нашими курсами, сделать их не просто созерцателями, а через свое участие в практических делах изучить природу и свое место в ней. Первое, с чего мы начали достаточно давно - с определения структуры и перспектив этой работы. Была разработана «Модель экологического обучения и воспитания в школе», которая сегодня реализуется полностью. Мы посчитали, что имеющиеся ступени обучения (начальные, средние, старшие классы) должны иметь свое «кредо», свое, с учетом возраста, знаний, интересов, возможностей. Уже на раннем этапе становления этой работы мы думали о интегрировании естественно-научных курсов с другими общеобразовательными дисциплинами. Педагоги за счет резервного времени, через внеклассные формы ввели в программы темы по охране природы, основам экологии. Стартовые возможности школы, уровень квалификации педагогов позволили создать адаптированные к нашим условиям и намеченным задачам учебные программы спецкурсов, факультативных занятий и кружков. Корректировка учебных планов и программ, появление авторских программ по биологии, краеведению, географии, экологии, разработанных учителями школы, программ факультативных занятий и кружков по основным направлениям деятельности разновозрастного школьного клуба « Экос» – все это легло в основу образовательного уровня « Модели экологического всеобуча». Воспитывающий уровень «Модели» реализуется через подготовленные программы по основам экологического воспитания для школьников трех ступеней обучения по принципу имеющихся программ по ГО и ПДД, из расчета от 7 до 12 час в год. Эти программы носят прежде всего рекомендательный характер для оказания методической помощи классным руководителям при планировании экологического направления воспитательной деятельности в классах. Но, включающие в себя основные разделы, учитывающие преемственность, системность экологического обучения и воспитания в школе, они оказались востребованными. Так, для начальных классов рекомендован блок вопросов по теме: « Познаем мир - познаем себя!» (7 час), для среднего звена (5-8 кл). - « От экологической теории - к экологии личности», для IХ-ХI кл – « Человек-часть и вершина природы» - до 12 час в год. Мы отметили, что реализация задач по экологическому воспитанию в условиях кризиса духовности в обществе, утраты традиций в семьях, отсутствия четких морально-этических представлений среди молодежи, даст положительный результат в нравственном, патриотическом, трудовом и другим разделам воспитательной деятельности классных руководителей. ............