Часть полного текста документа:Экологическое образование для устойчивого развития Декан экологического факультета МНЭПУ профессор, доктор биологических наук Н.Н.Марфенин (опыт Международного независимого эколого-политологического университета) В 1992 г. на волне демократических устремлений возник первый в нашей стране экологический вуз - Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ). В государственных учебных заведениях экологическое образование к тому времени значительно отстало от требований современности - специалистов по охране окружающей среды тогда готовили только в рамках традиционных направлений: биологии, географии, химии, геологии, техники. В середине 90-х гг. была основана для инженерных вузов специальность - "Охрана окружающей среды". Однако решение многочисленных экологических проблем требовало универсальных специалистов, достаточно хорошо разбирающихся как в естественно-научных, так и в социально-экономических вопросах. Инженерных подходов было явно недостаточно для этого. В западных университетах в 80-х гг. уже готовили кадры по интегральной программе, получившей название "Environmental Studies", и они пользовались большим спросом. В России также сформировался спрос на профессионалов экологов-управленцев. В конце 80-х гг. было создано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов с обширной сетью своих подразделений - Комитетов по экологии во всех субъектах федерации, городах и районах. Сотрудники комитетов должны в каждом проекте, подаваемом на согласование, уметь грамотно оценить степень экологической опасности. Они принимают в расчет: особенности строительного воздействия на природу, различные виды загрязнения окружающей среды, экологические связи в сообществах, сложные отдаленные последствия хозяйственной деятельности, в том числе и на здоровье самих людей. Экологи-управленцы ответственны за определение требований по экологической безопасности. Они осуществляют контроль воздействия на природу и человека. В конечном счете, именно от них зависит правильный расчет нагрузки на биосферу, а значит и сохранение самой жизни на Земле. Для достижения такой цели экологам мало получить знания по биологии. Они должны обладать широтой комплексного видения биосферных процессов, включая знания о круговороте веществ и энергии в биосфере, для того чтобы правильно определять предел допустимого воздействия на природу при добыче полезных ископаемых, строительстве заводов и городов, работе заводов и электростанций, производстве продуктов питания в сельском хозяйстве и даже при отдыхе людей на курортах. Экологи-управленцы должны профессионально использовать существующее законодательство и разрабатывать новые законы для того, чтобы разработанные ими нормы и правила природопользования соблюдались повсеместно. Они должны использовать экономические рычаги воздействия на предпринимателей, чтобы направлять их деятельность по безопасному для природы и человека направлению. Экологам приходится много общаться, понимая при этом социальные и психологические мотивы различных групп населения. Наконец, именно экологи могут лучше кого бы то ни было разъяснить остальным людям почему им необходимо беречь природу и какой опасности они подвергают себя и окружающих, не думая о последствиях своих повседневных действий. ............ |