Часть полного текста документа:Двое на Перуновой горе Итак, древнерусское боевое единоборство. Сколь далеки от реальности образы былинных богатырей? Две рати, два предводителя. Вот он, враг, лицом к лицу, сильный, уверенный в своем превосходстве. И превосходство это внешне весьма заметно. Оттого и смеются косоги за спиной своего князя Редеди, вышедшего врукопашную против Мстислава Удалого. Мы сейчас можем только предполагать, каким был тот поединок, победив в котором, Мстислав выиграл и само сражение, а русская рать не обнажила даже мечей. Что в той драматической схватке могло обратить в бегство все неприятельское войско? 1022 год. Еще одна страница истории, еще одно имя. Демьян Куденевич. Он с шестью молодцами прогнал целую рать половецкую. И, как гласит летопись, выехал однажды совсем один к вражескому войску даже без шлема и панциря, перебил множество противников и живой возвратился в Переяславль. А как же не вспомнить рязанского воеводу Евпатия Коловрата?! Это он всего одним полком своим освободил в 1 237 году суздальские земли от полчищ Батыя. Так, может быть, не верна пословица, что один в поле не воин? Много размышляя над образом реального героя и героя легендарного, созданного народной фантазией, смею утверждать, что русская сила имела особую духовность. Она осенена была светом гуманизма, пронизана высоким чувством патриотизма. В отличие от того образца силы, что условно можно назвать "западным", русская сила никогда не противопоставляла себя обществу, напротив, отождествляла себя с ним. Одним из самых древних состязаний на Руси была борьба, носившая название "тризна". Название вытекало из похоронного обряда, частью которого был рукопашный поединок. Проходил он на насыпном кургане, а целью схватки было не уступить вершину под натиском соперников. ...Молния рассекла небо пополам. Далеко в перелесках заговорил гром. - Перун услышал нас. Начинайте! Вдогонку громовым раскатам повели свой низкий рев боевые роги. Повинуясь команде волхвов, воины двинулись вверх по склонам кургана. Казалось, земля еще не остыла, и горячий пепел погребального костра питает ее своим дыханием снизу, изнутри. Богатыри сошлись на вершине холма и застыли на миг в напряженном ожидании. А потом, словно молния по небу, взметнулось мощное тело, описало дугу и рухнуло на траву у подножья. Победитель же остался стоять в одиночестве на кургане... Так было много веков назад, до тех пор, пока установившееся на Руси христианство не вытеснило языческие игрища и ритуальные обряды. ...Дорога привела нас в Олонец. Пахло сырым валежником и прелым настоем крестьянского двора. Крепкий, несмотря на груз прожитых лет, Василий Репников сидел на скамейке, склонившись вперед, и молчал. Наконец заговорил, обращаясь, скорее, к своей памяти, чем к кому-то из нас: - Бились-то, ой, нещадно! Со всего усердия бились. Ежели пальцем садили, то говорили у нас - "Щека пошла",- при этом старик оттопырил большой палец и провел им по скамейке.- А насчет спорту... нет, спорту не было отродясь. Зато ходили сила на силу, и не боролись, а просто тягались, чтобы, значит, пересилить одной рукой или двумя, когда их придерживают то так, то этак... Оттого и руки были такие, что пни из земли дергали. Может быть, конечно, пни и не дергали. ............ |