Часть полного текста документа:Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание Ю.П. Кобяков, Владимирский государственный педагогический университет, Владимир При очевидном сходстве учебного труда студентов с характером профессиональной деятельности лиц, относимых к 1-й группе видов труда [23, 1], он содержит в себе отличительную особенность, заключающуюся в том, что в режиме учебной недели имеет занятия по физическому воспитанию, Считается установленным, что у представителей этой группы труда расход энергии равняется 2550 - 2800 ккал/сутки при оптимумe, обеспечивающем полноценную жизнедеятельность организма, в 3000 - 3800 ккал [4, 24, 5]. Таким образом, имеется дефицит по затратам энергии порядка 450 - 1000 ккал, который может быть ликвидирован единственно возможным способом - повышением двигательной активности (ДА). При этом затраты на собственно физические упражнения, вызывающие повышение частоты сердечного ритма минимум до 130 уд/мин, которое обеспечивает оздоровительный и тренирующий эффект организма, должны составлять не менее 300 - 500 ккал [8, 20, 10]. Это, так сказать, истина в первом приближении, которая по определению нуждается в уточнении и конкретизации. Если до недавнего времени наши представления о ДАС связывались с возможностью ее проявления в трех основных формах (обязательной, факультативной, самостоятельной), то в условиях новых жизненных реалий можно говорить преимущественно только о двух: обязательной и самостоятельной. Обязательны е формы ДАС в имеющейся литературе оцениваются с множественных позиций: социальной, политической, педагогической, психологической, медицинской и т.д. Общей для всех них является точка зрения, что физическая нагрузка, создаваемая двухразовыми в неделю занятиями по физическому воспитанию должна дополняться самостоятельными занятиями. Разнонаправленность тематической ориентации авторов нашла свое отражение и в их рекомендациях по суммарным (за неделю) затратам времени на занятия физическими упражнениями, которые различаются столь существенно, что на это нельзя не обратить внимание (табл. 1). Можно предположить, что неоднозначность мнений исследователей объясняется отсутствием в литературе согласованых представления о нормах ДАС. Математическое понимание нормы заложено в концепции, предложенной [26], согласно которой зависимость уровня благоприятствования организма от величины физической нагрузки определяется законом нормального распределения. При таком подходе нoрма ДА, которую автор называет "гигиенической", находится в диапазоне мeжду минимально необходимой и максимально допустимой величинами. ДАС - категория чрезвычайно подвижная и глубоко индивидуальная, особенно в молодом возрасте, детерминированная совокупностью биологических и социальных факторов [6, 7, 32, 12]. Более того, высказано предположение [23] о наличии у каждого индивида генетически обусловленного потенциала ДА, который начинает находить подтверждение [7, 12] в экспериментальных исследованиях. В этих условиях обращение к средней (х) величине считается недостаточно корректным [12]. Тем не менее в ряде случаев, например при разработке концептуальных моделей двигательного режима для относительно однородных по физическим кондициям групп, это необходимо. ............ |