Министерство образования РФ
УралГАХА
Реферат
тема: «Дом-особняк в архитектуре русского модерна»
Исполнитель: ст. гр. 271
Нестерова П.М.
Преподаватель:
Волокитина Т.Е.
Екатеринбург 2008
Содержание
1. Модерн
2. Интерьер модерна
3. Архитектура модерна
Список литературы
Приложение
1. Модерн
Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком. [1]
Русский модерн вдохновлялся другими источниками – своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь – уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой – это модерн. А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок, игрушка, народные росписи?! [1]
Термином "модерн" определяют архитектуру, сознательно и резко восставшую против подражательности, каноничности, выступившую с программой обновления зодчества выражения особенностей времени с помощью приемов и средств, его характеризующих. Сколь бы ни варьировались отдельные требования, лозунгом модерна неизменно оставались современность и новизна. [1]
2. Интерьер модерна
Если в Европе творцами модерна были архитекторы, то в России инициаторами нового стиля стали одарённые живописцы. Отечественные зодчие присоединились к ним позднее, восприняв их идеи с воодушевлением. [2]
Мебель, как необходимый атрибут внутреннего убранства, привлекала внимание участников Абрамцевского кружка и тех мастеров, которые подхватили их начинания. Это проекты мебели в неорусском стиле, сделанные Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856-1933), – таков буфет монолитно-приземлённый, с витражными стеклами на верхних створках и коваными бляхами и металлическими ручками на фасаде и нижних ящиках. Мебелью увлекался и Врубель. Для парка в Абрамцеве он сделал скамью-диван, покрыв спинку и сиденье зелёной майоликой и фантастическими птицами с женскими головами (1899-1900). Более ранним опытом претворения Врубелем новых идей в пространстве интерьера стала печь-лежанка в проходной комнате усадебного дома в Абрамцеве, украшенная скульптурной головой изумрудно-бирюзовой львицы (1890). Грозная энергия, исходящая от царственного зверя, несколько смягчена весёлым цветочным орнаментом майоликовых плит, выдержанных в той же голубовато-зелёной колористической гамме. [2]
Пройдёт всего несколько лет, и деревянная резьба вместе с цветной майоликой оставят мебель, перешагнут через порог интерьера, чтобы занять более престижное место на стенах доходных домов и церквей, особняков и общественных зданий. Экспериментальная мебель Абрамцева была своего рода повивальной бабкой многих архитектурных проектов. Недаром самый знаменитый зодчий русского модерна Фёдор (Франц) Осипович Шехтель (1859-1926), не получивший законченного архитектурного образования, считал своим учителем Виктора Васнецова, согласовывал с художником свои проекты сооружений в неорусском стиле. ............