Часть полного текста документа:Архитектура на основе модели студента для интеллектуальных обучающихся сред Питер Брусиловский Международный Центр Научно-технической Информации Мы обсуждаем архитектурные проблемы подхода к созданию интеллектуальных обучающих сред (ИОС), основанного на модели студента. В этом подходе различные компоненты ИОС, включая компоненты обучения, тренировки, среды и руководства используют центральную модель студента для адаптации ее поведения к данному студенту. Осуществление этого подхода основано на идеях интеллектуальных систем обучения, адаптивных интерфейсов и интеллектуальных систем справки. Мы вводим простую архитектуру, основанную на модели студента для ИОС, которую мы применили в нескольких разработанных системах, сообщаем о некоторых проблемах и ограничениях нашей первоначальной простой архитектуры и представляем улучшенную открытую архитектуру, основанную на модели студента для ИОС. Введение Интеллектуальная обучающая среда - относительно новый вид интеллектуальной образовательной системы, которая объединяет особенности традиционных Интеллектуальных Систем Обучения (ИСО) и обучающих сред. Традиционные ИСО способны поддерживать и контролировать обучение студента на нескольких уровнях, но не представляют возможности для обучения и приобретения знаний, управляемых студентом. Интеллектуальная обучающаяся среда (ИОС) включает специальный компонент, чтобы поддерживать обучение, управляемое студентом - модуль среды. "Термин среда используется, чтобы указать на часть системы, которая определяет или поддерживает действия, выполняемые студентом, и способы, доступные студенту для выполнения этих действий" (Burton R.R., 1988). Некоторые недавние ИСО и ИОС включают также специальный компонент (мы называем его "руководство"), который обеспечивает доступ к структурированному инструктирующему материалу. Студент может работать с руководством через запросы справочной информации или через специальные инструментальные средства просмотра, исследуя инструктирующий материал самостоятельно. Интегрированная ИОС, которая включает компоненты среды и руководства в дополнение к обычному обучающему компоненту, может поддерживать изучение как процедурных, так и декларативных знаний и обеспечить как управляемые системой, так и управляемые студентом стили обучения. Наши исследования в Московском Государственном университете и международном Центре Научно-технической Информации (ICSTI), сосредоточены на двух проблемах создания интегрированной ИОС: проблеме адаптации и проблеме интегрирования. Что касается адаптации, проблема состоит в том, чтобы сделать все компоненты интегрированной ИОС адаптивными. Большинство ИСО и обучающих компонентов ИОС могут приспособить свою работу (обучение) к данному студенту, однако очень немногие компоненты среды и руководства могут сделать это. Это была одна из наших целей - создать адаптивные компоненты среды и руководства ИОС. Что касается интеграции, наша позиция такова: интегрированная система должна быть не просто суммой, а реальным интегрированием ее компонентов. В частности это требует непрерывность работы студента в интегрированной ИОС. Результаты работы студента с любым из компонентов в течение сеанса должны быть приняты во внимание другими компонентами, чтобы приспособить их работу к измененному уровню знаний и текущему интересу конкретного студента. ............ |