Часть полного текста документа:Англичанин, спасший гитлеровского "Жука" Райан Дилли Когда последний экземпляр "Жука", предназначенный для музея в Германии, выехал из заводских ворот в Пуэбло в Мексике, многие вспомнили дизайнера Фердинанда Порше, создателя этих машин, пользовавшихся феноменальным коммерческим успехом. Тем не менее, практически каждая из 21,5 миллиона машин своим появлением на свет обязана в равной степени Айвану Херсту, инженеру из английского Хаддерсфилда. В 1960-х годах "Жук" с его плавными изгибами приобрел несколько богемный имидж, несмотря на то, что его концепция принадлежит Адольфу Гитлеру, с именем которого мир и любовь отнюдь не ассоциируются. Народный автомобиль Нацистский диктатор был взбешен, когда узнал, что в других странах гораздо больше автовладельцев, чем в Германии. Он негодовал по поводу того, что его народ лишен "источника такой неизведанной радости", как свободное передвижение. В 1934 году Гитлер пил чай с Фердинандом Порше и изложил ему свое видение "народной машины" (или Volkswagen) по сравнительно скромной цене в 1000 рейхсмарок. В течение следующих четырех лет Порше создал множество прототипов. Гитлер заложил первый камень в фундамент гигантского завода по массовому производству автомобилей. Но, прежде чем стальные прессы начали штамповать машины для счастливых масс, разразилась вторая мировая война. Первоочередной задачей Порше стало проектирование танков. Кроме того, с помощью 12 тысяч советских военнопленных и заключенных концлагерей завод ремонтировал военные самолеты и производил самолеты-снаряды ФАУ-1. В 1945 году союзники разрушили гигантский комплекс. Айвану Херсту, майору Королевских инженерных войск, было поручено взять на себя управлением заводом, находившемся в ужасном состоянии. "Трижды его бомбили, большая часть крыши отсутствовала, окна были выбиты, а подвалы затоплены", - рассказал доктор Саймон Паркинсон, друг Айвана Херста и автор книги "Фольксваген-Жук": воскрешение из пепла войны". При этом самому Херсту было не вполне ясно, чего от него ожидали. "Мне приказали отправиться на бывший нацистский завод, - рассказывал он в интервью Би-би-си. - На вопрос, что я должен делать, мне ответили: просто прими руководство. Сиди там". Предприимчивый майор Но 29-летний майор не стал просто сидеть. Большая часть заводских станков была спрятана в сараях поблизости и не пострадала от авианалетов. Херст подумал, что они могут быть использованы для производства машин для британских войск. Херст надеялся начать производство "Kubelwagens" - неказистых военных автомобилей, но не мог найти литейные формы для панелей кузова. В то же время части "Жука" оказались под рукой, и с благословения бригадира, видевшего прототипы "Жука" до начала войны, Херст сделал одну машину армейского зеленого цвета. Этот прототип понравился британцам настолько, что они заказали еще 20 тысяч. Завод "Volkswagen" в Вольсбурге снова заработал, несмотря на то, что для починки крыши Херст не нашел ничего более крепкого, чем ветки деревьев и брезент. "Это был нацистский город, и Айвану посоветовали всегда носить с собой револьвер, но вскоре между ним и рабочими установились близкие взаимоотношения, - говорит доктор Паркинсон. - Они искренне восхищались им. В первую зиму рабочие были вынуждены останавливать станки, боясь, что они расколются от холода. ............ |