Введение
В современный период к наиболее важным направлениям деятельности государства относятся внешнеэкономические связи. Без участия в мировой торговле невозможно развитие страны. Факторами, способствующими такому участию являются ресурсообеспеченность страны, стоимость экспорта и импорта на душу населения, доля страны в мировой торговле и другие показатели. Внешнеэкономические связи имеют большое значение, так как их становление и укрепление способствуют продвижению по пути экономического прогресса, сотрудничество стран ведет к появлению специализации или международному разделению труда, развитию мировой экономики в целом. Сбором, обработкой и предоставлением соответствующим органам данных, комплексно отражающих весь спектр внешнеэкономической деятельности государства занимается статистика внешнеэкономических связей. Такая деятельность позволяет осуществлять управление внешнеэкономическими связями, а также своевременно принимать рациональные торгово-политические решения.
Характеризуя внешнюю торговлю Японии, можно отметить чрезвычайную важность внешнеэкономических связей для развития страны.
Внешнеторговая стратегия Японии построена на участии страны как в процессе глобализации мировой экономики (участие в Большой восьмерке АТЭС), так и на региональной ориентации развития (большая часть внешней торговли приходится на США и Китай).
Внешнеторговый оборот Японии в 2010 году составил 12189,37 долл. США на душу населения. Данный показатель нельзя назвать очень высоким, однако это связано с тем, что, несмотря на большой объем торгового оборота, по численности населения Японии превосходит большинство стран (страна занимает 10-е место в мире по численности населения). Япония обладает скудными природными запасами, поэтому она вынуждена ввозить минеральное топливо и сырье в больших количествах (страна является шестым по величине импортером в мире). Вместе с тем, обладая хорошо развитыми высокими технологиями, машиностроением (включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение), Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров (занимает четвертое место в мире). Стоит, однако, отметить, что уровень вовлеченности страны в мировую торговлю имеет тенденцию к снижению. По индексу вовлеченности страны в мировую торговлю, рассчитанному Всемирным экономическим форумом, страна занимает 23 позицию (в 2009 году данный индекс составил 4,78). Более того, доля страны в мировом экспорте также постепенно снижается (за период с 2002 по 2010 год этот показатель снизился более, чем на 2 процента).
В 2010 году страна столкнулась с серьезными проблемами, связанными в первую очередь с мировым финансовым кризисом. За 2010–2009 годы профицит торгового баланса вырос в 6 раз: в сентябре 2010 года он составлял 90 млрд. иен (1 млрд. долл. США) в сентябре 2009 года – 529,6 млрд. иен (5,7 млрд. долл. США). Однако даже несмотря на такие серьезные экономические потери, Япония остается второй по величине экономикой в мире после США.
1. Внешняя торговля Японии
1.1 Динамика внешней торговли Японии за 2002–2010 годы
Анализ внешней торговли Японии целесообразно начать с рассмотрения общих показателей – динамики импорта и экспорта, оборота внешней торговли (сумма экспорта и импорта), коэффициента покрытия (отношение экспорта к импорту), а также доли участия страны в мировой торговле. ............