Часть полного текста документа: Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде." - 2 - " Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бес- полезный и безнадежный труд." А.Камю "Миф о Сизифе." Абсурд и Самоубийство. На первый взгляд - мораль сей басни, - тщетность бытия. Но ос- новная проблема экзистенциализма формулирутся (в частности и Камю) иначе - это проблема самоубийства, решение которой дает ответы на самые загадочные стороны бытия. Вопрос, что есть са- моубийство, обращен непосредственно к бытию и может считаться одним из основных вопросов любой философии в той мере, в какой она стремится к диалогу с истиной и оправданию своей почетной обязанности, - представлять Человека в этом, если хотите, спо- ре. Во первых, Камю рассматривал самоубийство как индивидуальный акт: "самоубийство подготавливается в безмолвии сердца" (здесь идалее в кавычках - слова Камю в пересказе близком к тексту). Во вторых, то что называется причинами - обычно всего лишь по- вод. Таким образом, Камю медленно переходит к основной теме своей работы - теме абсурда в жизни. Не будем забывать, что здесь перед нами более Камю-психолог чем философ, и обратимся к чувствам. Ведет ли абсурд к смерти? Мы можем, например, вычитать, что чувство абсурдности - это разлад между человеком и жизнью: "когда очевидность и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциям и к ясности". За этим следует философский вопрос в лучших традициях герменевтики: "не следует ли за заключением абсурдности быст- рейший выход из этого состояния?" Многие отвечающие "нет" дейс- твуют так, как если бы сказали "да"; и наоборот, самоубийцы часто уверены, что жизнь имеет смысл. И взгляд на жизнь как на бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того, чтобы ее прожить. " Нюансы, противоречия, всеобъясняющая психо- логия, умело привнесенная "духом объективности", - все это не имеет ничего общего с этим страстным исканием (имеются виду ис- кания - "куда же ведет абсурд?"), ему потребно неправильное, то есть логическое мышление". Абсурдные стены. " Чувство абсурдности неуловимо в тусклом свете своей атмосфе- ры". Можем найти, что такое атмосфера чувства по Камю: "большие чувства, - целая вселенная.Наделенная собственной аффективной атмосферой, эта вселенная предполагает наличие определенной ме- тафизической системы или установки сознания". Хотелось бы под- черкнуть здесь слово "собственной", поскольку "определенность" вводится по законам самой этой "вселенной". Неуловимость же заслуживает отдельного внимания. Уловимость - практическая оценка. Чувства же, которые недоступны нам во всей своей глубине, частично отражаются в поступках, в установке созннания, необходимых для того или иного чувства. Тем самым задается метод, но это метод анализа, а не познания в том смыс- ле, в котором последнее трактовалось выше. Метод познания пред- полагает метафизическую доктрину, которая заранее определяет выводы, вопреки всем заверениям в безпредпосылочности метода, что, собственно не так страшно, но только не в нашем случае. Может все-таки удастся раскрыть неуловимое чувство абсурдности в родственных мирах умопостижения искусства жизни? Начнем с ат- мосферы абсурда. Конечная цель - постижение вселенной абсурда. " Начало всех великих мыслей - ничтожно. ............ |