Часть полного текста документа:2.Анализ методов определения безопасной глубины и режимов плавания судна Минимально допустимая глубина, рассчитанная по формулам (1.20), (1.21) для безопасного плавания судна сравнивается с глубиной, указанной на карте с учетом периодических колебаний, т.е. для безопасного плавания глубина, указанная на карте должна быть больше безопасной глубины (1.20) Нк ? Ноп (2.1) где Нк - глубина, указанная на карте, м. Определению составляющих выражений (1.20), (2.1) посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых, о чем свидетельствует обширная библиография. Основной целью настоящего исследования является проведение сравнительного анализа различных методов определения минимально допустимого запаса глубины под килем судна, и выбор наиболее простой и достоверной для рекомендации практическому использованию судоводителями . В статье [1] все составляющие выражения (1.20) предлагается разделить на две группы в зависимости от характера их действия: случайные и постоянные. При этом случайные составляющие предлагается суммировать квадратически, а после этого складывать с постоянными составляющими. К случайным составляющим следует отнести увеличения осадки от крена и волнения. 2. 1. Определение навигационного запаса глубины. Понятие навигационного запаса глубины рассматривается в работах [2, 26, 12, 43-45, 34, 46, 17, 1, 5, 53, 18, 19], a также зарубежными исследованиями. Как правило, в отечественных исследованиях под этой составляющей подразумевается минимальный запас глубины, обеспечивающий управляемость судна. Величина навигационного запаса в работах [34,46,19 ] и Нормах [43,44 ] (без дополнений) определяется в зависимости от длины судна и рода грунта в пределах (0,30-1,60) м. В Рекомендациях [19] также отмечается, что для больших судов датская администрация рекомендует иметь запас глубины под килем не менее 2 м. Табличные данные в работах [43, 44, 19] хорошо аппроксимируются линейным выражением, коэффициенты которого получены методом наименьших квадратов [34, 46, 54]: ?Н1 = 0,0053L + В1 , (2.2.) где: B1 - коэффициент, зависящий от рода грунта: ил, песок, глина - 0,18; гравий - 0,08; скала - 0,02 м. Таким образом, в зависимости от рода грунта по данной методике навигационный запас изменяется в пределах 0,20 м и в основном зависит от длины судна. В работах [26, 12 , 43-45, 17, 5, 18] навигационный запас определяется в зависимости от плотности грунта в долях осадки судна от 0,03 до 0,07, т.е. выражается формулой: ?Н1 = а1Т (2.3.) где а1-коэффициент пропорциональности определяется по табл. 2.1. Таблица 2.1. Значение коэффициента пропорциональности навигационного запаса глубины Род грунта в слое толщиной 0,5м На входных фарватерах На акватории портов 1. Ил 0 ,04 0,03 2. Наносной плотный (ракушка, гравий) 0 , 05 0 , 04 3. Слежавшийся плотный (песок, глина, галька) 0,06 0 ,05 4. Скальный (валуны, сцемен- тированные ) 0 , 07 0,06 Анализ значений коэффициентов пропорциональности показывает, что значение навигационного запаса в данном методе в зависимости от рода грунта будет изменяться в два раза для одной и той же осадки. ............ |